Маленький жадина

Жадность

Возле песочницы традиционно собирались мамы с детишками. Маленький Артем двух с половиной лет от роду чинно сел посреди песочницы, сгреб свои игрушки вместе и уставился на детей, демонстративно пряча «свое» даже от взгляда. Потом, увидев, что его игрушки никого не занимают, потянулся за чужой куклой, отобрал и присоединил к своим игрушкам. Песочница наполнилась громким ревом малышки Оксанки. Мама виновато улыбнулась, попыталась отобрать у сына чужую игрушку. Когда реветь начал и Артем, она засуетилась, вынула из пакета еще одну игрушку и подала Оксанке.
Не будем усложнять ситуацию. Вы можете без особого труда домыслить, что конфликт был далеко не исчерпан, Артем бросился защищать и эту «свою» собственность. Мамаши с осуждением поглядывали на баталии мамы и Артема, которая в конце концов «договорилась» с ним и отдала игрушку хозяйке.

Откуда берется эта всепоглощающая жажда обладания, защиты своей собственности? Где корни этого рвения не делиться, сохранять, отнимать у другого то, что понравилось малышу?
Очень редкого ребенка не касается это проявление формирования самосознания. Может, именно потому, что оно не очень укладывается в рамки «дозволенного поведения», вызывает подчас беспокойство родителей.
Что же это – раннее развитие «вещизма»? Желание сделать наоборот, так, как мама считает недопустимым? Возможно, для этого возраст трех лет еще не очень подходит.
Около трех лет, ребенок начинает осознавать, что он – личность, что есть нечто такое, что отличает его от других людей. Самый главный признак кризиса трех лет – это участившиеся капризы, связанные с требованием настоять на собственном мнении, жажда самостоятельности. Конечно же, как атрибут каждой самостоятельной личности, появляются «личные вещи».
На первых порах ребенок подражает взрослым, «зеркалит» их. «Это бабушкины очки!» – говорит мама, мягко отстраняя ручонку малыша. «Нельзя рвать, это папина газета!» – останавливает бабушка страсть озорника к познанию свойств бумаги. Приходит время, и у малыша появляется «своя» игрушка», которая и осознается «своей» в подобной ситуации – когда кто-то отнимает (и нужно охранять), или когда ребенок отнимает сам (и нужно защитить добытое).

Жадность: поддерживаем позитивное

Момент зарождения осознания ребенком себя – наиболее удачный для того, чтоб у ребенка появился «свой» уголок дома. Там должны быть его игрушки, вещи, место для рисовальных принадлежностей, бумага. Все «свои» игрушки «хотят» быть убранными на место, иначе они «могут обидеться». Можно в этом возрасте поддерживать бурное образное мышление ребенка и «погружать его в сказку» с участием любимых игрушек. Уметь держать «рабочее место» в порядке – важное для любого возраста. А зарождается оно сейчас!

Учим щедрости?

Осознавая себя, ребенок тоже жаждет получить «свою» вещь, охранять ее. И это его полное право – делиться или не делиться с кем-то другим.
Заставить ребенка поделиться, конечно, мы не можем. Но в наших силах дать ребенку навык обмена. Попробуйте поиграть: когда ребенку понадобятся ваши ножницы, попросите у него взамен его игрушку. При этом не уставайте повторять речевую «формулу» для этого: «Можно я возьму твою вещь? А ты поиграй моей игрушкой!» Если в следующий раз ребенок смог так попросить что-то приглянувшееся ему в песочнице – трубите победу!
Выражайте свое удовольствие в ситуациях, когда вы кому-то что-то даете. Получать подарки иногда бывает не так радостно, как дарить их. Этого малыш может еще не понять. Но если он постоянно дома только получает, и не имеет навыка отдавать, то вы не сможете сформировать у него удовольствия от щедрости, поскольку повода для таковой нет! Придумывайте поводы для подарков, пусть малыш что-то вам дарит!
В возрасте три года, когда игра как деятельность у детей только развивается, можно научить ребенка, как играть с другими детьми вместе. Потренируйтесь дома вместе с ним: грузовик нагружают песок, подъемный кран поднимает грузы. Паровозик едет вдаль…
Не берите на улицу такие игрушки, которые вам действительно жаль дать в руки другому ребенку, и вы неоднократно говорили об осторожности по поводу этой вещицы своему малышу. Ваша бережливость, поддержанная ребенком, может показаться кому-то со стороны жадностью.
Договаривайтесь с ребенком, какие игрушки вы будете брать на улицу или в гости, какими игрушками можно разрешить играть другим деткам. Такая «артподготовка» снизит риск истерики по поводу нежелания с кем-то поделиться.

Особенности «жадности» дошкольников

Обычно при правильном формировании отношения к вещам такое проявления самосознания, как жадность, постепенно приобретает социально дозволенные черты. Но если ребенок уже перерос тот возраст, когда это случается впервые и умиляет бабушек и дедушек как достижение в развитии ребенка – как бороться с этим недостатком?
В более старшем возрасте, постепенно узнавая свойства и назначение вещей, приобретая способность соотносить приобретение вещей, их долговечность и возможность из использования другими детьми, ребенок порой выражает жадность как «излишнюю бережливость». «Я не дам тебе машинку: она дорогая, а ты ее сломаешь!» – говорит дошкольник.
«Рецепты» при этом мало отличаются от тех, которые можно придумать для младших детей: не разрешайте ребенку брать в детский коллектив игрушки, слишком дорогие, или которые могут поломать, иначе проблема «жадности» мягко уступит место «хвастовству». Давайте ребенку «парные» или дополняющие друг друга игрушки (конфеты) с напутствием поделиться с друзьями. Приучите ребенка к мысли «Каждый человек имеет право защищать свои вещи, если их портят, это – не позорно, но ведь играть вместе интереснее!». В этом возрасте формируется внимание, доброта к окружающим. Для этого подошло бы напутствие: «Если у тебя есть вещь, которая очень нужна кому-то, и ты можешь его выручить, то поделись обязательно».


© 2015 "Солнечная Сова"
© 2015 Веб дизайн "АИСТ"